. храм Вознесения Господня в Кашире - Изъяснение Божественной Литургии 2
Среда, 27.11.2024, 07:23

https://vk.com/photo3616033_266722971

Меню сайта
Наш плеер



Статистика
Литургия Верных

Литургия Верных составляет третью часть Литургии и называется так потому, что при совершении ее разрешается присутствовать только верным, т.е. крещеным и не отлученным от Церкви или от св. Причащения.

На ней символически изображаются Тайная вечеря Господа, Его страдания и смерть, воскресение из мертвых, вознесение на небо и второе пришествие на землю.

Главные действия этой части литургии состоят: 1) в перенесении Даров с жертвенника на престол, 2) в освящении Даров, 3) в приготовлении верующих к причащению, 4) в самом причащении и 5) в благодарении за причащение и благословении на выход из храма.

Литургия верных начинается ектениею: "Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся." Потом следует вторая малая ектения. Обе эти ектении заключаются возгласом: "премудрость," напоминающим о важности наступающего священнодействия.

Во время этих эктиний, священник раскрывает антиминс, - шёлковый плат с частицею св. мощей, на котором должны быть поставлены Дары по перенесении их с жертвенника на престол, и тайно молится, чтобы Господь сотворил его достойным приносить мольбы и жертвы Безкровныя, а верующим даровал бы неосужденно причаститься Святых Таин.

После сего отверзаются царские врата и лик поет Херувимскую песнь, введенную в употребление при греческом императоре Юстиниане Младшем и патриархе Константинопольском Иоанне Схоластике, которому с вероятностью приписывается и самое составление этой священной песни.

"Иже Херувимы, тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейской отложим попечение; яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дори-носима чинми, Аллилуиа." По-русски: "Мы таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Животворящей Троице, отложим теперь всякое житейское попечение, чтобы нам принять Царя всех, невидимо сопровождаемого ангельскими силами. Аллилуия."

Собственно песнь Херувимов состоит из одного слова
"аллилуйя," т.е. хвалите Бога. Все прочие слова в этой песне служат наставлением в том, с каким благоговением мы должны встретить и принять в себя в Святых Дарах Царя Славы, Господа.

В середине Херувимской песни совершается великий вход, во время которого св. Дары переносятся с жертвенника на престол. Великий вход совершается следующим образом: перед пением слов "яко да Царя всех подымем" священник и диакон подходят к жертвеннику для благоговейного поднятия св. Даров; при этом диакон, принявши от священника сначала воздух (покров на святых дарах) на левое плечо и потом - дискос на главу, а священник принявши в руки св. Потир (чашу), выходя через северные двери на амвон и, остановившись перед народом, поминают православных патриархов, правящего Архиерея, страну Российскую и благоверных людей ее, страну в которой живем, правительство и воинство ее, приходских деятелей и всех православных христиан.

При словах священника: "И вас всех да помянет Господь Бог," нужно в полголоса сказать: "и священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков."

Затем священник и диакон входят царскими вратами в алтарь. Священник ставит чашу и дискос на развернутый на престоле антиминс, снимает с них малые покровы и покрывает одним большим покровом-воздухом. Царские врата затворяют и завешивают завесой. На клиросе поют продолжение Херувимской песни: "Яко да Царя всех подымем." Во время великого входа молящиеся преклоняют головы, моля Господа Бога о том, чтобы Он помянул и их в Царстве Своем. Это делается в подражание благоразумному разбойнику, который, видя страдания Иисуса Христа и сознавая свои грехи перед Богом, с раскаянием сказал: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое."

Великий вход символизирует шествие Иисуса Христа на вольные страдания во Иерусалим при громким восклицаниях: "Осанна Сыну Давидову!" и в сопровождении множество народа, устилавшего пред Ним путь своими одеждами, финиковыми и пальмовыми ветвями, равно как и самые страдания, смерть и погребение Его. На это значение великого входа особенно ясно указывают слова священной песни, которая поется вместо Херувимской в Великую Субботу: "Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися" (т.е. идет на заклание(. Потому, при архиерейском служении, во время великого входа и выносится крест, копие и губка, в воспоминание того, как Христос был распят на кресте, напоен был губкою и прободен копием. В то же время священник и диакон символизируют собою Иосифа с Никодимом; воздух на плече диакона и покровы на чаше и дискосе напоминают плащаницу и пелены, которыми было обвито тело Иисуса Христа, кадило - ароматы, которыми оно было помазано, а закрытие царских врат завесою означает ночь, как время погребения Иисуса Христа, также и стражу, приставленную к Его гробу.

В великий Четверг на Литургии Василия Великого вместо Херувимской песни поётся следующая песнь: "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим таину повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя, помяни мя, Господи, во царствии Твоем."

В великую же Субботу, вместо Херувимской песни поется: "Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы Ангельстии со всяким началом и властью, многоочистии херувимы и шестокрылые серафимы, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуия."

После великого входа следует приготовление верующих к достойному присутствию при освящении приготовленных Даров. С этой целью сначала произносится ектения о предложенных Дарах и потом просительная ектения о предстоящих в храме. Именно, чтобы Господь очистил грехи их, помог настоящий день и всю жизнь провести в мире и без греха, под покровом Ангела хранителя, и сподобил их христианской кончины и доброго ответа на Страшном суде. После того священник молит Бога, чтобы Он принял молитву верующих "щедротами (ради заслуг) Единородного Сына Своего." После того диакон призывает всех верующих к соединению в братской любви: "Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы," т.е. чтобы мы, будучи проникнуты одними мыслями о Боге, могли исповедовать Его, или выразит свою веру в Него. Поющие дополняют, кого именно внушается нам исповедовать, именно: Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную.

В первые времена христианства в это время все молящиеся в храме выражали взаимную любовь целованием - мужчины с мужчинами, а женщины с женщинами. Впоследствии, по причине умножения христиан, этот обычай признан затруднительным и отменен. Ныне, только священники, при соборном служении, в это время целуют друг друга в плечо и руку, в знак взаимной любви и согласия. При этом один из них говорит: "Христос посреде нас," и другой отвечает: "И есть и будет." Все прочие верующие должны в это время простить друг друга, если имеют гнев на кого, оставить всякую вражду и помнить, что Господь не примет от них и самой молитвы, если они стоят пред Ним с гневом на кого-нибудь или с высокомерием.

После этого диакон возглашает: "Двери, двери. Премудростию вонмем!" В это время завеса от царских врат отнимается и поется Символ веры. Это делается в знак того, что верующие должны произносить исповедание веры как бы пред лицом Самого Бога и что им только под условием истинной веры открыт доступ к престолу благодати.

Слова "Двери, двери!" в первые времена христианства относились к предверникам, стоявшим при храме, чтобы они в это время затворяли двери, дабы не мог войти в храм кто-либо из оглашенных или кающихся, или даже неверных. В настоящее время эти слова относятся ко всем верующим и напоминают им, чтобы они, приготовляясь к великому таинству, затворили двери сердца своего (т.е. чувства, особенно зрения и слуха) так, чтобы ни одна греховная мысль не входила в это время в него и чтобы ум их был занят единственно исповеданием веры, которое вслед за этим произносится или поется.

Слова "Премудрость, вонмем!" возбуждают особенное внимание к содержанию Символа веры, а самый Символ веры поется в это время перед совершением таинства, для того, чтобы христиане могли засвидетельствовать перед Богом и Церковью чистоту и единство своей веры, так как без истинной веры никто не может ни приступить к таинству, ни присутствовать при совершении его. В это время священник берет воздух, которым покрыты св. Дары и, читая Символ веры, колеблет его над Дарами (поднимает и опускает). Это делается в память землетрясения, бывшего при воскресении Иисуса Христа, равно как и в знак наступающего сошествия Св. Духа на предложенные Дары, подобно тому, как и сошествию св. Духа на Апостолов предшествовало бурное дыхание ветра.

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии, а равно и не позднее этого времени должны приходить в храм. На сколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского правила: "Всех верных входящих в церковь... и не пребывающих на молитве до конца, как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного."

После пения Символа веры, верующие возбуждаются к достойному предстоянию в храме при совершении Таинства Причащения. Для этого диакон возглашает: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносится" (т.е. будем стоять прилично, со страхом, будем внимать, чтобы принести в мире святое возношение, т.е. святую жертву). Поющие от лица всех верующих отвечают: "Милость мира, жертву хваления," т.е. мы приносим Богу жертву, в отношение к ближним - милость, как плод мира или согласия с ними, а в отношении к самому Богу - хвалу или прославление Его, особенно бескровною святою жертвою. Таким образом, слова "Милость мира, жертву хваления" показывают, что под "святым возношением" разумеется в отношении к ближним - милость; а в отношении к Богу - молитва, и особенно та бескровная жертва (Тело и Кровь Христовы), которые вслед затем приносится Богу, и во время которой верующие должны обращаться к Нему с особенно чистою и усиленною молитвою.

Перед самым совершением Таинства Причащения священник приготовляет к нему верующих краткими возгласами. Именно, прежде всего, обращаясь к народу, он возглашает: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами." Этим апостольским приветствием священник испрашивает у Бога верующим особенного дара от каждого лица Пресвятой Троицы, именно: от Бога Отца испрашивается им "любовь," так как единственно по любви Он послал на землю Единородного Сына Своего. От Сына Божия - "благодать," или божественная сила, так как Его заслугами она исходатайствована для верующих в Него. От Духа Святаго "причастие," или "общение," без которого ни для кого из верующих невозможно усвоение спасительных заслуг Христовых. Поющие на этот возглас отвечают: "И со духом твоим," т.е пусть будут дары эти и с твоею душою! Затем священник возглашает: "Горе имеем сердца," т.е. устремим сердца свои вверх, к Богу. Поющие от лица верующих отвечают: "Имамы ко Господу," т.е. мы имеем сердца, устремленные к Господу.

Далее священник возглашает: "Благодарим Господа!" На клиросе поют: "Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней." В это время мы должны благодарить Господа за все благодеяния Его, особенно за то, что Он из ничтожества извел нас в бытие, и когда мы отпали от Него, Он снова наставил нас и ведёт в Свое Небесное Царство.

В это время священник, тайно читая молитву и воспоминая в ней о благодеяниях Божиих, вместе с тем представляет непрерывное славословие Ангелов, окружающих Престол Божий, и возглашает: "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще." В этих словах можно видеть указание и на те четыре вида животных, именно орла, тельца, льва и человека, под образом которых Ангелы, окружающие Престол Божий, видимы были в Ветхом Завете пророком Иезекиилем (Иез. Гл. 1-я), а в Новом (Откр. 4:6-9) - апостолом Иоанном. Под поющим здесь разумеется орёл, вопиющим - телец, взывающим - лев, глаголющим - человек. На клиросе поют самую песнь ангельскую: "Свят, свят, свят Господь Саваоф" (владыка сил, или небесных воинств) "Исполнь" (исполнены) небо и земля славы Твоея!" И к этому присоединяют хвалебную песнь еврейских отроков, приветствовавших Иисуса Христа при торжественном входе Его во Иерусалим: "Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!" "Осанна" - слово еврейское, значит спасение. Осанна в вышних значит "спаси нас на небесах," или "даруй нам спасение в Царствии Небесном."

После пения победной песни совершается самое важное действие на Литургии верных, именно: освящение Даров -Евхаристия.

Воспоминая Тайную вечерю и установление на ней таинства св. Причащения, священник в это время произносит слова Самого Иисуса Христа: "Приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов," и потом - "Пийте от нея вси: сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов." В это время священник в тайной молитве кратко вспоминает о самой заповеди спасителя совершать таинство Причащения, равно как и о Его крестных страданиях, смерти, воскресении и вознесении на небо. В это время и все верующие должны вспоминать Тайную вечерю Христову и мысленно проникнуться верой в пречистое Тело и честную Кровь Господа Иисуса Христа. На оба эти возгласа священника поющие отвечают: "Аминь," выражая через это внимание и веру предстоящих в храме.

Потом священник или диакон берет крестообразно правой рукой дискос, а левой чашу и, поднимая их вверх, возглашает: "Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся1" (Твои дары, Господи, Тобою же нам данные, Тебе и приносим в благодарность и умилостивление за все во исполнение Твоей заповеди и по причине Твоих спасительных страданий за всех нас). На эти причине указывается в молитве, тайно произносимой священником перед означенным возгласом: "Поминающе убо, спасительную Твою заповедь и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие." На клиросе протяжно поют: "Тебе (т.е. Тебя) поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш!"

Во время пения этой священной песни совершается призывание Св. Духа на предложенные Дары и самое освящение их. Именно: священник сначала три раза, с поднятие рук, молится о том, чтобы Господь ниспослал Святаго Духа на него самого как совершителя Таинства, на всех предстоящих во храме и на предложенные Дары; потом произнося молитвенные слова к Богу Отцу: "И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей - честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь - трижды." Три раза благословляет святые Дары. В это самое время, силой и действием Святого Духа, хлеб пресуществляется в истинное Тело Христово, а вино - в истинную кровь Христову. Тогда священник и диакон делают земной поклон, поклоняясь Самому Господу, присутствующему на святом престоле в Теле и Крови Своей. В это время и все верующие, находящиеся во храме, призываются Церковью к особенному молению: "молимтися, Боже наш!"

Даже отсутствующим даётся знать об этой важной минуте освящения Даров особенным благовестием, которое называется благовест к "Достойно," чтобы и они в это время вознесли ум и сердце свое к Богу, осенив себя крестным знамением.

После освящения Даров, они приносятся Богу в жертву с молитвой за всю Церковь Христову, как Сам Иисус Христос окончил Тайную вечерю молитвой к Богу Отцу о всех верующих в Него, так и Церковь по освящении Даров совершает молитвенное воспоминание о всех своих членах как живых, так и умерших. Эти молитвы имеют особое значение, потому что в то время самые Тело и Кровь Христовы приносятся Богу, как истинная жертва за всю вселенную: во 1-х, жертва благодарственная за святых, уже прославленных Богом; во 2-х, - умилостивительная за умерших с верой, но еще не достигших полного блаженства, и в 3-х, - очистительная за христиан живых.

Воспоминая в тайной молитве о святых, уже прославленных Богом (праотцах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках), священник от лица всех верующих приносит Богу благодарственную молитву за то, что Он удостоил их Своего Божественного прославления и соделал ходатаями за нас на небе.

Потом вслух священник возглашает: "Изрядно (преимущественно возблагодарим Господа) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии." Св. Церковь побуждает верующих особенно возблагодарить Господа о Пресвятой Матери Божией, потому что Она удостоилась от Бога особенного прославления, гораздо высшего, чем все другие святые и ее ходатайство перед Богом имеет большую силу, нежели молитвы прочих святых. На клиросе от лица всех молящихся поют хвалебную песнь в честь Божией Матери: "Достойно есть яко воистину, блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную Матерь Бога нашего; честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем." (достойно по всей справедливости ублажать Тебя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную Матерь Бога нашего; посему мы величает Тебя, честнейшую херувимов и славнейшую без сравнения серафимов, без изменения родившую Бога Слова, истинную Богородицу.

Эта песнь приписывается Ангелу, явившемуся в виде инока подвижнику, который жил в пещере на Афонской горе, близ обители Пантократской, в конце 10-го века. На Литургии св. Василия Великого вместо этой песни поется: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь," а в праздники двунадесятые поются так называемые "задостойники," т.е. ирмосы 9-й песни праздничного канона с припевом в честь Божией Матери: "Величит, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу."

Во время пения "Достойно есть" священник тайно молится как об умерших с верой во Христа, так и о живых христианах. Первым он испрашивает у Бога вечного упокоения, а последним - всех благ для жизни христианской. В древности в это время поминовение умерших совершалось вслух диаконом, читавшим помянники, а ныне совершается это тайно священником. Но молящиеся в храме во время пения "Достойно есть" сначала должны словами этой молитвы выразить величание Божией Матери, а потом поминать в своих молитвах всех близких своих, родных и знакомых, умерших с верой и покаянием. И как прежде при воспоминании о Церкви Небесной священник особенно и громогласно вспоминал о Божией Матери как высшей всех святых. Так и теперь, при воспоминании о Церкви земной, прежде всего молится о высших властях духовных и гражданских и вслух всех возглашает: "Во-первых, помяни, Господи, Святейшие Православные патриархи (местного архиерея), их же даруй святым Твоим Церквам в мире целых, честных, здравых, долгодеиствующих, право правящих слово Твоея истины." Этот возглас означает следующее: "Во-первых помяни, Господи, духовных правителей и даруй им, чтобы они, для блага Твоих Церквей, были целы, почитаемы, здравы, долголетни и правильно управляли Церковью по Твоему истинному слову." При Архиерейском служении в это время, также вслух, поминается страна, в которой живем и правительство ее, а при обыкновенном священнослужении это поминовение произносится священником тайно. Поющие отвечают: "И всех и вся," т.е. помяни, Господи, и всех верующих как мужчин, так и женщин. В это время верующие должны поминать в своих молитвах живых - близких, родных, знакомых и всех христиан.

В заключение всего жертвоприношения, Евхаристии, священник испрашивает у Бога всем "единодушия": "и даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков."

Для приготовления верующих к св. Причащению, сначала священник призывает на них милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; потом диакон или священник произносит ектению о том, чтобы Господь, восприняв в пренебесный Свой жертвенник, освященные Дары, ниспослал всем верующим Божественную благодать и дар Всесвятого Духа, и присоединяет к этому просительную ектению. Священник в это время тайно читает в алтаре молитву о том, чтобы Господь сподобил как его, так и всех готовящихся к святому причащению, приступить этому таинству неосужденно и с чистой совестью.

После этого священник возглашает: "И сподоби нас, Владыко, со дерзновением (с сыновней смелостью) неосужденно смети призывати Тебе, Небесного Бога Отца, и глаголати." Поющие дополняют что именно глаголати: "Отче наш, иже еси на небесех."

На клиросе поют Молитву Господню, которая напоминаем верующим, с какими мыслями и чувствами они должны приступать к великому таинству св. Причащения. Между тем диакон во время пения Молитвы Господней крестообразно опоясывается орарём как для большего удобства при св. причащении, так и для выражения благоговения к св. таинству.

После молитвы Господней священник, обращаясь к народу и благословляя его, произносит: "Мир всем!" а поющие отвечают: "И духови твоему." Затем диакон приглашает всех преклонить главы, а священник тайно читает молитву о том, чтобы Господь ниспослал Свое благословение преклонившим главы. Когда диакон произносит : "Вонмем!" - священник, возвышая св. Агнец и делая им изображение креста, возглашает: "Святая святым!", т.е. святые Дары - Тело и Кровь Христовы - могут быть преподаны только святым и очистившим себя от грехов через покаяние. Возгласы "Вонмем" и "Святая святым" должны побуждать верующих к новому, строжайшему испытанию своей совести. Потому в это время прилично всем обратиться к Богу с молитвой мытаря: "Боже, очисти мя, грешного." Но так как никто из людей не может признать себя вполне чистым от греха, то на возглас священника поющие отвечают: "Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь.

После этого поется стих, называемый причастным. Причастные стихи большей частью заимствованы из псалмов; они избираются соответственно праздникам. Так, в Воскресные дни часто поётся стих: "Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних;" в праздники Божией Матери: "Чашу спасения прииму и имя Господне призову;" в праздники св. Апостолов: "Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их;" в праздники святых: "В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится" и проч.

Во время причастного стиха священнослужители причащаются святых Таин. Причащение священнослужителей совершается следующим образом: сначала священник поклоняется до земли святым Тайнам, потом кланяется находящимся в церкви и испрашивает у них прощения. После ого священник даёт диакону часть Тела Христова, а другую часть благоговейно берет в свои руки, и оба тихо читают молитву: "Верую, Господи, и исповедую" и проч. Потом священник причащается крови Христовой из св. потира и также причащает диакона. Так приобщались святых Таин Христовых все христиане до 4-го века, но в этом столетии св. Иоанн Златоуст ввел в употребление лжицу для приобщения мирян под обоими видами, так как некоторые из них стали допускать неблагоговейное обращение с частицами Тела Христова.

Во время приобщения священнослужителей воспоминается Церковью Тайная Вечеря, приобщение Иисусом Христом Апостолов, Его страдание и смерть.


Причащение

После приобщения священнослужителей отверзаются царские врата, которые до сих пор были закрыты, напоминая закрытую горницу на Тайной Вечери, и диакон, приняв от священника потир со св. Дарами, призывает к причащению мирян: "Со страхом Божиим и верою приступите." На клиросе поют: "Благословен грядый во имя Господне! Бог Господь и явися нам." Все это изображает воскресение Иисуса Христа и явления Его по воскресении, именно: отверзание царских врат означает отваления камня от дверей гроба Христова. Диакон символизирует Ангела, а Сам воскресший Господь является в святых Дарах. Слова, с которыми диакон обращается к народу, напоминают о том, как ученики Христовы сначала "устрашились," увидевши воскресшего Господа, Который призывал их приблизиться к Себе и осязать Его, как потом они, уверовав, исповедали Его Господом и Богом. С такими чувствами и все предстоящие во храме при появлении святых Даров должны благоговейно поклониться Им по примеру апостолов и жен-мироносиц и приветствовать грядущего Господа словами, которые поются на клиросе: "Благословен грядый во имя Господне! Бог Господь и явися нам."

После того, если верующие готовились к приобщению св. Таин, священник, приняв из рук диакона святой потир, произносит молитву, которую за ним должны повторять все желающие приступить к таинству:

"Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое и сия есть самая частная кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь."

"Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим таину повем, ни лобзане Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь."

После произнесения этой молитвы, верующие делают земной поклон святым Таинам и подходят с благоговением к чаше, сложив крестообразно руки на груди. Во время причащения на клиросе поют: "Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите."

После приобщения мирян священник относит святые Дары на св. престол и, обратясь к присутствующим в храме, испрашивает им благословение Божие: "Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое!" Поющие от лица верующих благодарят Господа за это благословение хвалебной песнью, кратко исчисляя полученные ими благодеяния: "Видехом свет истинный, прияхом (приняли) духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть."

Наконец, обращаясь со св. Дарами в последний раз к верующим, священник произносит: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков," указывая этим на Вознесение Господа и на всегдашнее пребывание Его с верующими на земле. И как Апостолы при вознесении Господа, поклонились Ему до земли, так и верующим в это время нужно сделать земной поклон. Между тем поющие от лица всех христиан выражают молитвенное желание всегда славить Господа: "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, божественным, бессмертным и животворящим Тайнам: соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя." После этого произносится краткая благодарственная ектения за приобщение святых Таин, и священник после возгласа: "С миром изыдем," т.е. выйдем из храма с полным спокойствием душевным, произносит вслух молитву: "Благословляяй благословящие Тя, Господи." И так как эта молитва произносится за амвоном, то она называется заамвонной. Священник произносит ее от лица всего народа, поэтому в это время он и должен встать со всеми молящимися в храме "за амвоном."

По прочтении заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией молитвой праведного Иова: "Буди имя Господне благословенно отныне и довека." Чаще всего в это время для духовного просвещения и назидания произносится пастырская проповедь, в основу которой полагается Слово Божие. В некоторых храмах после этого пения читают 33-й псалом, и молящимся раздают антидор. Так называются остатки той просфоры, из которой вынимается Агнец. Антидор раздается народу в воспоминание "вечери любви," которая совершалась в древности после Литургии. В первые века Христианства, в катакомбах Рима, христиане имели общую трапезу в это время.

Наконец, священник, в последний раз благословляя верующих, произносит: "Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков," и воздает благодарение Богу: "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе." Оборотясь же к народу и имея в левой руке напрестольный св. Крест, осенив себя крестным знамением, что должны сделать и все присутствующие, священник произносит отпуст: "Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостолов, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста (или Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския, смотря которого из них была совершена Литургия), святых (имена святых этого дня и того, в честь которого освящен храм), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец," и дает Св. Крест верующим для лобызания. Каждый верующий христианин, не спеша и не стесняя других, в порядке известной очереди, должен поцеловать Св. Крест, чтобы крестным целованием засвидетельствовать свою верность Спасителю, в воспоминание Которого была совершена Божественная Литургия. Певцы в это время поют молитву о сохранении на многия лета святейших православных патриархов, правящего архиерея, Богохранимой страны Российской и верных людей ее, страны, в которой живем, правительства и воинства ее, прихожан храма и всех православных христиан.

Причастники должны оставаться слушать благодарственную молитву Богу за причащение (и только по выслушании ее), целуют Крест и выходят из храма.

Календарь
Полезные ссылки
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz