Возражение – Я желал бы иметь веру, но не могу
Ответ – Это заблуждение, мой друг; оно не оправдает тебя пред страшным судом Господа, который изрек: "Веруяй в Мя имать живот вечный; а не веруяй, уже осужден есть" (Ин.6,47 и 3,18). Ты говоришь, что не можешь веровать!.. Да какие же способы употреблял ты, чтоб достигнуть веры? Кто хочет достигнуть цели, тот ищет средств к тому; а кто пренебрегает средствами, тот доказывает, что мало заботится о цели. Если ты не имеешь веры, то, верно, не искал средств к тому, либо избирал недействительные средства, - что почти одно и то же. 1-е. Молился ли ты, чтоб получить веру? Молитва есть первое условие для получения даров Божиих, следовательно и веры, которая есть основной и драгоценнейший из всех даров Его. Как испрашивал ты Благодати веровать? Не молил ли о том с холодностью, кой-как, без постоянного усердия? Имеешь ли глубокое, искреннее, горячее желание веровать и быть христианином? Бывают такие, что испрашивают добродетелей с тайным страхом получить исполнения своего прошения! 2-е. Изучал ли ты религию христианскую с искренней любовью к истине? Искал ли просвещенного наставника, который мог бы разрешить твои сомнения, или напротив, вместо того, чтоб внимательно слушать опровержения твоих заблуждений, ты изыскивал новые софизмы?.. в этом случае самолюбие бывает часто самым упрямым противником истины! 3-е. Решился ли ты, если Бог дарует тебе веру, жить сообразно его Святым Заповедям, бороться с твоими страстями и принести Богу все жертвы, которые закон Его потребует от тебя?.. Вот в этом и заключается главное затруднение для большей части неверующих: в сущности, их сердца и страсти более чем рассудок отвергают веру как слишком для них трудную и беспокойную. Господь сказал: "Свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тьму неже свет: беша бо их дела зла" (Ин.3,19). - И точно, сердце увлекает рассудок; а тогда никакие рассуждения недействительны; истины и знать не хотят!.. Это ослепление добровольное, потому-то оно и преступно; вот почему Господь сказал, что "неверующий уже осужден"; как же быть иначе, когда он противится истине? Ищи же прямодушно святой истины; проси у Бога озарения Благодати со всею искренностью, горячо и постоянно; не теряй бодрости, если не вдруг подается драгоценный дар, но смиряйся и почитай себя недостойным милости Божией; открывай все сомнения свои мудрому и кроткому наставнику; но в особенности, читай чаще Божественное Евангелие, и я уверяю тебя словами самого Господа, что "просяй приемлет, ищай обретает, и толкущему отверзется" (Мф.7,7).