Возражение – Я верю только тому, что понимаю; как же верить Таинствам религии?
Ответ – Поэтому ты не должен верить уже ничему, ничему в мире, даже тому, что ты живешь, что ты видишь, понимаешь, мыслишь, и пр., потому что тебе невозможно вполне постичь и объяснить ни одного из этих явлений? Действительно, скажи мне - что такое жизнь? Что такое свет? Что звук, цвет, и пр.? Объясни мне, что такое ветер? Где он начинается? Почему и как перестает веять? Что такое холод, жар? Что такое сон? Отчего во время сна мои уши, оставаясь открытыми как и во время бодрствования, уже более не слышат ничего? Как и от чего я просыпаюсь? Что причиною всего этого и как это происходит? Что такое скорбь, радость, гнев, любовь и пр.? Каким способом я понимаю, воображаю невиданные мною вещи? Попробуй объяснить мне все это и многое другое, не набором вероятностей или только звучных слов? Невозможно!.. а все это однако же неоспоримо существует! Все Тайна в мире и во мне самом, даже до вещей самых обыкновенных! Кто из ученых понял вполне причину и цель всех явлений природы? Кто из них изучил все ее тайны?.. И ты, ты хочешь постигнуть Того, Кто создал все эти явления, непостижимые для тебя! Не разумея твари ты хочешь уразуметь Творца" не понимая того, что иметь пределы, ты хочешь постигнуть бесконечное! Ты не понимаешь былинки, насекомого, - а хочешь постигнуть Бога и все Его откровения! Но убеждаешься ли наконец, что такое дерзновение нелепо, безумно! Все тайна в природе как и в религии. Это-то и есть печать великих дел Божиих! Тайна есть истина, которой существование для нас очевидно, но которую постигнуть совершенно мы не в состоянии. Таинства веры подобны солнцу: непроницаемые в существе своем, они озаряются и животворят тех, кои шествуют в свете их, в простоте сердца: они ослепляют только дерзновенное око, желающее проникнуть в них. Таинства превыше разума, но не противоречат разуму; а в этом есть великая разница. Разум собственными силами не постигает истину, в них сокрытую; но он не находит также, чтоб эта истина была невозможна. Так например, в таинстве вечности и беспредельности Божией: я не постигаю, как Высочайшее Существо может не иметь начала и присутствовать везде. Но я не вижу вовсе, чтоб это было невозможно или заключало в себе противоречие. Равномерно и в Таинстве Св. Троицы: я не постигаю, как одно естество бесконечное, одно и то же Божество нераздельно в Трех Лицах; но я не вижу, чтоб это было противно истине и невозможно. Если б мне сказали, что три лица в одном лице, это было бы по человеческим понятиям несообразно с истиною. Но мне повелено верить, что Три Лица Св. Троицы единосущно и нераздельно един Бог, и я верую, хотя не постигаю такого высочайшего Таинства! Один из великих отцов Церкви указал нам в природе нечто подобное, сколько может имеющее пределы, дать понятие о беспредельном: мы видим в солнце три различные свойства: свет, теплоту и округлость; каждое из этих свойств различно, а все вместе составляют одно солнце. Так и о Таинствах Воплощения, Искупления, Евхаристии и во всех прочих Таинствах веры! Все Они непостижимы для меня, но ни одно не противоречит истине. Я убежден, что Бог Всемогущ и что Священное Писание есть истинное слово Его, на что имею достаточно доказательств, и потому верую всем догматам христианской веры, как учит меня веровать, основываясь на Св. Писании, Св. Соборная и Апостольская Церковь, учрежденная самим Господом и Богом моим Иисусом Христом. Итак я утверждаю, что Таинства веры хотя превыше разума, но не противоречат разуму, и что вера есть помощь и подпора разума, свет, озаряющий и оживляющий душу. Вера для разума есть тоже, что телескоп для глаза: с помощью телескопа глаз видит то, чего не может видеть сам по себе; он проникает в пространства, недоступные для него без этого пособия. Уже ли скажешь ты, что телескоп противен зрению?.. Подобно тому и вера: она только распространяет и укрепляет разум; она предоставляет ему заниматься исследованием всего, что доступно рассуждению, но там, где естественные силы разума изнемогают, там вера подъемлет его и указует ему истины новые, сверхъестественные, божественные; она дает ему проникать в тайные советы Божии. Я верую в Таинства религии, как верю в тайны природы, потому что знаю, что они существуют. Я знаю, что тайны природы существуют, потому что меня убеждают в том неоспоримые свидетели: мои чувства и здравый рассудок. Я знаю, что Таинства веры существуют, потому что в том убеждают меня свидетели еще более достоверные: Иисус Христос и Его Церковь! Рассудок может служить мне к тому, чтоб исследовать и взвесить достоверность их свидетельств; но раз, когда при свете здравого смысла, с искренним и добросовестным желанием познать истину, я рассмотрел и обсудил все факты, доказывающие истину, святость и непогрешительность этих свидетельств, - тогда рассудок мой исполнил свое дело: он довел меня до истины и должен уже уступить место вере. Она вещает!.. и ее уже одну я должен слушать, должен открыть ей душу мою, верить и покланяться Богу во смирении всех чувств и помышлений моих. Ты видишь поэтому, что вера моя в Таинства христианские есть вера разумная; рассудок сказал мне: "эти свидетельства истинны; они не могут ни обмануть тебя, ни сами заблуждаться; они принесли тебе истину с небес!" Могу ли же я, не погрешив против рассудка, не верить этим свидетельствам? Жалкая, поистине, слабость ума и гордость гибельная, хотеть верить тому только, что можно постигнуть!