. храм Вознесения Господня в Кашире - Возражение одиннадцатое
Суббота, 20.04.2024, 12:30

https://vk.com/photo3616033_266722971

Меню сайта
Наш плеер



Статистика

Возражение – Все верования хороши

Ответ – Как все верования хороши? Не значит ли это, по твоему мнению, что лишь бы быть добрым человеком, а то все равно, что быть христианином, или иудеем, или магометанином или язычником; так, что ли? Поэтому ты почитаешь, что все верования ничто иное как изобретения человеческие, о которых Бог вовсе не заботится? Но из чего же ты заключил, что Всемогущему все равно, как бы о Нем ни думали, как бы Ему ни служили? И кто открыл тебе, что все веры и вероисповедания Ему равно приятны могут быть? Разве из того, что есть много ложных верований, можно заключить, что нет одной истинной веры? Ты говоришь, что "все верования изобретены человеками"! Но вопреки этого мнения, весь род человеческий свидетельствует тебе, что основная мысль всякой религии, - верование в Высочайшее Существо и поклонение Ему - не есть изобретение человеческое. Если в потоке суеверий индийских, египетских, греческих, римских, друидических, магометанских просвечивает эта основная мысль, то не потому ли, что она есть непреложный голос истины, необходимая потребность разумной твари, неизгладимое всего рода человеческого? Только луч небесной истины мог проникнуть сквозь эту глубокую тьму невежества и заблуждений!.. Как же можешь ты думать, чтоб всякое проявление этой свыше-вдохновенной мысли могло быть равно угодно Богу? Чтоб Он принимал с равным благоволением служение - и христианина, поклоняющегося Иисусу Христу, и иудея, ненавидящего Сына Божия Спасителя мира, и магометанина изувера, почитающего посланником небесным своего раболепствовавшего чувственности лжепророка, и язычника, боготворящего идолов? Невозможно, чтоб ты действительно думал так! Однако ж ты это самое утверждаешь, когда говоришь что "все верования хороши". Для чего лучше не признаться искренно, что ты вовсе не заботишься о истине, и находишь ненужным искать ее? Как! Изыскание истины не нужно? О плачевное безумие! А если, несмотря на твое не основанное ни на чем мнение, Бог предписал человеку поклонение ясно-определенное? Если между всеми религиями одна, только одна есть религия истинная, безусловная как всякая истина, отвергающая все что ни есть она?.. то подумай, какому же страшному жребию подвергаешься ты, не хотящий знать ее? Думаешь ли, что твое равнодушие извинится тебе на судилище Всемогущего и праведного Судии? И можешь ли без крайнего безумия пренебрегать такою ужасною будущностью? Но размысли, пойми же все бедствие человека без религии Божественной! Посмотри не него, представленного слабому свету собственного разума, волнуемого сомнениями, омраченного неведением в отношении к самым важным вопросам, - о будущих судьбах его и обязанностях ему необходимых! откуда я? куда иду? какое мое окончательное назначение? как мне достигнуть его? что ожидает меня за гробом? чего требует от меня Бог? Что будет отвечать на эти высокие вопросы разум, предоставленный собственным силам? он будет представлять одни вероятности и догадки недостаточные, когда дело идет о спасении вечном, или увлечет к постыдным суевериям и жестокому изуверству, омрачающим и поныне последователей ложных верований. И ты можешь думать, что Бог Всепремудрый и Всеблагий, Бог света и истины, предоставил собственному произволу Свое разумное творение - человека, и не открыл ему воли Своей? Нет, нет! Он озарил его небесным светом, который, удовлетворяя его духовным потребностям, открывает ему до очевидности все, что он обязан знать о природе, правосудии, милосердии и намерениях Бога, Который есть источник и конец бытия его; свет этот указывает ему стезю добра и стезю зла, предлежащие свободному его выбору; из них первая ведет к нескончаемому блаженству, а другая к вечной муке; свет этот, среди ложных проблесков мудрований человеческих, сияет неизменным блеском истины, озаряет, животворит, совершенствует все, что проникнуто им! И этот свет небесный есть Откровение, вера христианская, одна имеющая твердые доказательства, одна удовлетворяющая разуму, освещающая сердце, поставляющая нравственное совершенство в познании и люблении Бога, одна сообразная величию Божию и духовным потребностям Его творения. Нельзя исчислить все доказательства в подтверждение истинности веры христианской! Смотри, как она восходит до начала мира, в тех обетованиях, которые ее предвозвещают; в вере, уповании и любви св. Патриархов к обещанному Искупителю; в обрядах богослужения, прообразовавших Его пришествие! Эти обетования, пророчества, прообразовательные обряды, - все эти свидетельства находятся в Св. Писании Ветхого Завета, хранимом благоговейно доселе народом враждебным христианству, - иудеями, рассеянными по всей вселенной, но не сливающимися с другими народами, чтоб оставаться несокрушимым памятником и свидетелем истины той веры, которую они отвергают! Мог ли бы этот народ хранить в течение веков неизменными книги, которые изобличают его пороки и казни, если б он не был несомненно уверен в их достоверности? Да и какое бы могло быть сомнение?.. Моисей, этот великий чудотворец, написавший Книгу Бытия по преданиям, верно переходившим, при долголетии Патриархов, от них к их отдаленнейшим потомкам, писал также современные ему события, при самых свидетелях тех чудных происшествий; следовательно, мог ли он писать то, чего не было?.. Но человеческих свидетельств еще недостаточно: размысли, как величественна простота речи Моисея и Пророков, какие высокие истины и обетования они открывают! не видишь ли тут несомненную печать Божественного вдохновения? И эти дивные книги не хранились таинственно, как у браминов, у магов, у жрецов египетских; нет, они читались всенародно; списки их были в руках у всех, передавались от поколения к поколению, составляли единственное чтение и изучение целого народа!.. Да и самые злейшие враги иудеев, - самаряне, никогда не сомневались в достоверности пятикнижия Моисеева, и чтили их как священные. Наконец, после пленения вавилонского, все книги Св. Писания были тщательно собраны и всенародно пересмотрены Эздрою и священниками и разделены со всею осторожностью на канонические или совершенно достоверного происхождения, и на апокрифы, коих источники не могли быть несомненно доказаны. - При этих условиях, возможно ли, скажи, малейшее сомнение в истине Св. Писания? Итак, христианство есть действительно, одна религия, непрерывная от начала мира, развившаяся в трех последовательных видах: 1-е. В патриархальной религии, продолжавшейся от Адама до Моисея; 2-е. В иудейской религии, обнародованной Моисеем по торжественному велению самого Бога, и пребывавшей до пришествия Иисуса Христа, обетованного Мессии; 3-е. В христианской религии, преданной Самим Господом Иисусом Христом, проповеданной Его Апостолами и сохраненной в неизменной чистоте Св. Соборною и Апостольскою Церковью. Ты видишь поэтому, что христианство развивалось от начала постепенно и величественно как все дела Божии, - подобно как человек проходит чрез детство и отрочество, прежде, нежели достигнет совершеннолетия; подобно как день начинается зарею прежде нежели дойдет до лучезарного полудня! Ты спрашиваешь: "для чего же не все народы получили откровение? Почему и теперь еще не все народы христиане?". На это отвечу тебе, что тайны судеб Божиих не вполне открыты смертным! Надобно конечно было, чтоб тьма предшествовала свету, чтобы люди имели время познать ничтожество разума, представленного собственным силам, и удостовериться в необходимости небесной помощи; надобно, чтоб святая истина, подобно солнцу, не вдруг озарила все страны, но постепенно делала плодотворными семена добра, вложенные в сердце каждого человека. Не властен ли Бог раздавать Свои дары как и когда угодно? Не достаточно ли нам знать, что Он благ, премудр и праведен; потому конечно - будет судить каждого по мере того, что дано ему было и что мог он приобресть; безответны будут пред Ним только те, которые видели свет и не хотели принять его! Не довольно ли нам знать, что христианство есть вера истинная, могущая озарить и непрестанно озаряющая те народы и те сердца, которые готовы принять ее? - Впрочем как теперь, так и от начала мира истинная вера не скрывалась в таинственном мраке: она светила в мире, но не все люди обращали на нее внимание. Как Патриархи, так и иудеи жили среди прочих народов, и нередко дивные знамения поражали удивлением этих язычников и заставляли самих царей преклонять голову пред священным именем Иеговы! Заметь, что христианство есть единственная религия, приличная всему роду человеческому, свойственная всем народам и всем временам. Христианство владычествует над веками; оно идет от вечности, чтоб возвратиться в вечность; оно исходит от Бога, чтоб почить вечно в Боге! Все в нем достойно его Творца: все в нем истина и святыня; и те, которые в правоте сердца изучают его, открывают в нем чудную соразмерность, величие и красоту; и для них очевидность истины возрастает по мере того как они вникают в его догматы. Христианство очищает сердце и в тоже время просвещает ум: оно преобразует снова все существо человека! Я укажу тебе важнейшие признаки, удостоверяющие в истине христианской веры: высокий, сверхчеловеческий характер ее Основателя Иисуса Христа и Божественное совершенство Его жизни; святость и необыкновенная возвышенность Его учения, не имеющего себе подобного; несомненность Его благотворных чудес, которых не отрицали даже злейшие совершенные враги Его; могущество Креста Его, сделавшегося из орудия постыдной казни оружием славы и залогом крепости для всех христианских народов; все обстоятельства Его неизреченных и спасительных страданий, предсказанных во всех подробностях за много веков прежде; Его славное Воскресение, предвозвещенное в Св. Писании и самим Им многократно ученикам Его; самое неверие Апостолов, которых одна очевидность убедила в истине воскресения их Божественного Учителя; Его Вознесение на небо в присутствии более пятисот свидетелей; блистательные чудеса, производимые по всей вселенной Его Апостолами, - бедными, не книжными рыбарями, внезапно соделавшимися учителями, победившими весь мир; сверхъестественное распространение Его Церкви, несмотря на все преграды, естественные и нравственные; сверхчеловеческое мужество слишком девяти миллионов Его мучеников; высокая мудрость Отцов Церкви, торжествовавших над всеми заблуждениями одним оружием истины; святая жизнь истинных христиан, их героическое подвижничество, столь противоположное естественной немощи и повреждению человеческой природы; преобразование обществ, произведенное и поныне производимое христианством во всех странах, куда оно проникает, его совершенная применимость ко всем временам и народам; наконец, его продолжительность, неизменность его догматов; устройство его Православной Иерархии, несокрушимость христианства среди падающих государств и изменяющихся обществ... Все это - показывает ясно десницу Божию на нем! Какое человеческое могущество могло бы изобрести и сохранить такое великое, чудное дело? Итак ты видишь, что есть истинная религия; одна и единственная - религия христианская; она есть священнейший союз, коим мы соединяемся с Богом нашим Создателем и Отцом! Она одна передает нам истинное религиозное учение, познание всего того, что Богу угодно было открыть нам о себе, о Своем Существе, о Своих делах, о нас самих, о нашем вечном назначении и наших нравственных обязанностях. Закон иудейский, бывший приготовлением к христианству, упразднен пришествием Мессии истинного, Иисуса Христа; этот закон был, но не есть уже более истинной религией. Иудеи хранят прообразования и пророчества, а отвергают их исполнение; с тех пор, лишенные храма, алтарей и жертвоприношений, рассеянные по лицу земли, но оставаясь всегда неизменными, они везде носят с собою закон уже отживший; и протекая века, служат непрестанным свидетельством истины христианства, как тень какого-либо тела доказывает его существование. Все прочие религии мнимые, которые учат тому, что христианство отвергает, которые отвергают то, чему оно научает нас, - все суть ложные; таковы различные верования: магометанские, индийские, языческие; они изобретения человеческие; они святотатственные подражания истинной религии, - подобно тому как поддельная монета есть противозаконное подражание настоящей. Страшись же повторять опровергнутое нами предложение, что "все верования хороши". Даже самое неведение в таком важном деле неизвинительно; но равнодушие к нему было бы беззаконно!

Календарь
Полезные ссылки
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz