. храм Вознесения Господня в Кашире - Возражение седьмое
Пятница, 26.04.2024, 09:52

https://vk.com/photo3616033_266722971

Меню сайта
Наш плеер



Статистика

Возражение – Достаточно быть честным человеком: это лучшая религия и этого довольно

Ответ – Да, этого довольно может быть, чтоб не попасть на каторгу; но не достаточно, чтоб достигнуть неба. Да, может быть, этого довольно в отношении к людям, но не достаточно в отношении к Богу, верховному Судии нашему. Ты говоришь, что достаточно быть честным человеком. Положим что так; но надобно объясниться: скажи пожалуй, что ты подразумеваешь под словами честный человек?.. Это выражение мне кажется слишком гибким; оно удобно подделывается ко всем вкусам. Спроси напр. у этого молодого человека, можно ли, с его испорченным нравом и беспорядочным поведением называться честным человеком? Он конечно ответит тебе, что шалости молодости не мешают нисколько быть честным человеком. А между тем, оскорбленный муж, у которого он отнял семейное счастье, бедная мать, у которой погибла дочь, соблазненная им, - думают конечно иначе. Спроси у того алчного торговца, который подделывает свой товар, чтоб продавать его за лучший; спроси у ремесленника, который работает вдвое менее, когда его нанимают поденно, а не на урок; спроси у того хозяина, который пользуется бедностью своих работников, чтоб заставлять трудиться выше сил и за самую дешевую плату; спроси у них всех, - могут ли они, при таких неправых действиях, почитать себя честными людьми?.. и они ответят, что эти уловки доказывают только их уменье соблюдать свои выгоды. Спроси у мота, у скряги, у пьяницы, - честные ли они люди? И от всех получишь утвердительный ответ. Итак, по мнению всех этих людей, развратник, обманщик, ростовщик и тот кто разорил свое семейство, может быть честным человеком, если он не обличен гражданскими законами как вор или убийца?.. Не находишь ли ты этих правил весьма удобными?.. следовательно, тот кто не подвергся уголовному суду, не даст отчет Богу, хотя бы деяния его причинили много бед ближнему? Так вот какова религия честного человека! и это ты называешь лучшею и достаточною религией? Скажи, то ли ты разумел, утверждая свое мнение? "Нет" возражаешь ты; под словами честный человек я разумею более, нежели обыкновенно полагают; я называю честным человеком того, кто исполняет хорошо все свои обязанности, который делает добро и избегает зла". На это я отвечаю тебе утвердительно, что если ты почитаешь себя таким, как объяснил, и достиг этого без помощи религии, то ты должен быть восьмое чудо в свете. Но не сердись, если скажу, что можно прозакладывать голову на том, что ты не таков, как говоришь... Действительно, могу ли я поверить, чтобы у тебя не было страстей и худых наклонностей? каждый человек имеет их, и очень много. Если ты, напр., склонен к своеволию, к невоздержанности, к чувственным удовольствиям, кто же тебя удержит в пределах умеренности? Если ты увлекаешься к жестокости, к лености, к гордости, кто тебя укротит? Кто удержит твою руку, обуздает твой язык?.. Голос рассудка что ли? Но мы знаем, что сможет этот восхваляемый рассудок, когда он в борьбе с сильной страстью! Итак, что же кроме страха Божия может дать тебе силу побеждать самого себя? мы видим, что все человеческие законы и козни недостаточны удержать от преступления; а сколько же, сверх того, есть зла, недоступного правосудию человеческому? Одна христианская вера сильна обуздать порывы страстей наших; она даже сильна искоренить их совершенно. Без ее могущественной помощи мы не можем быть постоянно верны всем трудным обязанностям, коих исполнение и составляет отличительное свойство истинно честного человека. без веры христианской мы не можем исполнять долга с тем прямодушием, которое есть признак высокого нравственного достоинства. Если христиане самые добродетельные несмотря на сверхъестественную силу, которую почерпают в вере, преступают иногда свои обязанности, - так велика слабость человеческая! - то как же ты, лишенный этой благодатной помощи, этой крепкой узды, ты, оставленный на произвол естественных наклонностей, подверженный бесчисленным соблазнам мирской жизни, как можешь надеяться, что останешься навсегда верен долгу? Итак, смело утверждаю, что тот, кто не быв христианином почитает себя честным человеком в обширном смысле, нами указанном, тот грубо обманывает себя или говорит недобросовестно. Но я еду еще далее. Если бы даже я видел, что ты исполняешь до точности свои обязанности гражданина, отца, супруга, сына, друга, одним словом, весь долг честного, по мнению света, человека, я и тогда сказал бы тебе, что этого недостаточно! Нет, этого не довольно! - а почему? потому, что есть Бог, живущий на небесах, Который создал тебя, хранит тебя, призывает к Себе, и Который дал тебе закон, потому, что ты имеешь в отношении к Богу обязанность - поклоняться Ему, благодарить Его; и эти обязанности столь же неоспоримы, и еще необходимее, чем обязанности к ближнему; эти последние - действительно - могли бы прекратиться, если б пришлось, по какому-либо случаю тебе жить вдали от сообщества человеческого; но и тогда, как всегда и везде, твои обязанности к Богу остались бы неизменными; везде и всегда ты должен веровать в Него, покланяться Ему, молить и любить Его! Может ли неблагодарный сказать себе по совести: "я добр, мне не в чем упрекнуть себя"? Конечно нет!.. А ты, неблагодарный, если забываешь Бога, хоть бы мир признавал тебя честным человеком! - Бог есть Отец твой небесный, ты от Него получил бытие, разум, нравственное достоинство, здоровье, все блага; Он создал мир для тебя, для твоей пользы и удовольствия; Он готовит тебе на небе неизреченное блаженство; Он твой Господь и Владыка; Он благословляет тебя, прощает, любит, Он ждет тебя! А ты, чем воздашь Ему за все? Какой любовью, каким благоговением?.. ты хладнокровно усвояешь себе все предлоги, изобретенные Его врагами, чтоб освободить себя от служения Ему! Ты осыпаешь насмешками, презрением, ругательствами все, что относится к богослужению! Ты не молишь Его, не поклоняешься Ему, не благодаришь Его! ты издеваешься над верой в слово Его, над исполнением Его священного закона! Неблагодарный!.. и ты говоришь, что тебе не в чем упрекнуть себя? Что ты исполняешь все свои обязанности? Перестань обольщаться! К чему обманывать себя? К чему скрывать свою виновность? Сознаемся лучше, что иго религии христианской, то есть истинного долга, устрашило нас; и чтоб свергнуть его с меньшей наглостью, мы придумали эту религию честного человека, которая не только недостаточна, но есть ничто иное как звучное слово без смысла, изобретенное на то, чтоб в очах света и наших собственных прикрывать беспорядки и слабости наши.

Календарь
Полезные ссылки
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz