Возражение – К чему слушать священников? Они такие же как и все люди; им бы не следовало продавать святыни
Ответ – Справедливо ли, скажи друг мой, относиться с неуваженим о служителях Христовых? что бы ты сказал тому, кто говорил бы с презрением о целом классе общества, к которому ты принадлежишь? Мы должны слушать с уважением священников, говорящих нам слово спасения; это повелевает Христос: "слушаяй вас, мене слушает" (Лк.10), и апостол Павел говорит: "повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших" (Евр.13). Если ты разумеешь под словами "они такие же, как все люди", что они имеют свои слабости, то кто же из человеков не имеет их? Один Бог безгрешен! имеем ли мы право требовать, чтоб они были святы?.. довольно для нас знать, что сан их свят, что благодать Св. Духа, данная им чрез рукоположение православное, всегда жива и действенна к совершению таинств, хотя бы поведение их было и не безукоризненно. Священник в своем служении есть не только проводник благодати, чрез которого действует сам Бог ко спасению нашему. Искусный мастер умеет действовать успешно и худым орудием. Если ты, по несчастию, видишь пороки в Священнике, то кроме общей для всех заповеди Христовой: "не судите да не судимы будете" (Мф.7), ты должен помнить еще слово Его о законоучителях Иудейских: "Вся убо елика аще нарекутся вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите" (Мф.23,3). Впрочем, Церковь еще более нас печется о том, чтоб служители ее были безукоризненны: она, конечно, не может без исследования верить всякой жалобе, и сначала увещевает к покаянию провинившегося Пресвитера, потому что он, как и все, имеет право на ее милосердие; зато когда вина доказана и он не исправляется, Церковь лишает его сана. Но еще надо спросить у себя по совести: не в преувеличенном ли виде кажутся те проступки, которые иногда приписывают священникам? Нередко слышатся возгласы о том, что они любостяжательны, что они ненасытны! Да точно ли это так? Заметь, что это обвинение слышится более всего из уст тех, которые сами живут в роскоши и довольстве, и всеми мерами стараются приумножить свое состояние. Бедняки редко жалуются на алчность священников. А те и другие менее жаловались бы, если бы глубже сознавали свою обязанность помогать своему приходскому священнику в нуждах его, и - исполняли эту обязанность, так как это обязанность, непременная для всех. Ап. Павел пишет: "Господь повеле проповедующим благовестие, от благовестия жити" (1Кор.9,14). "да общается же (т.е. делится) учайся словеси, учащему во всех благих (т.е. из имущества своего)". Видишь ли, что должны верные делать для наставников своих, и сравни с этим, то ли мы делаем для священников наших? Да скажи, в самом деле, неужели так завидна, так спокойна жизнь сельского священника? Подумай, что он ведет жизнь, исполненную труда; все его время принадлежит прихожанам его: он должен, несмотря на усталость или нездоровье, исполнять множество треб приходских, он должен часто ночью, иногда в самую ненастную погоду, ехать далеко с причастием к безнадежному на выздоровление больному; он должен находиться нередко среди самых заразительных или отвратительных болезней; среди несчастных, которых участь облегчить не в силах; среди закоснелых грешников, о коих со страхом заботится дать ответ Богу. Что ж это, радость что ли? Сверх того, он должен трудиться, чтоб содержать семью прилично своему званию, воспитывать многочисленное семейство, помогать бедным; и какие же даны ему на то способы? несколько десятин земли и самое умеренное жалование! Как же прихожанам не помогать своему священнику, когда он не имеет уже более никаких других способов к жизни? Ты говоришь, что "Священники не должны бы продавать святыни!" Да разве продается святыня? Кто же не знает, что даров Божиих, преподаваемых в Св.Таинствах, купить нельзя? Разве это значит покупать святыню, когда ты даешь небольшое возмездие за труды твоему священнику? Многие смотрят на сельских священников как-то свысока, с пренебрежением. Случись же, что священник по долгу звания обличит помещика в несправедливости или безнравственности, все закричат на священника - беспокойный, вредный человек; если же он трудами своими приобрел некоторое довольство, то скажут, что он берет с живого и с мертвого. Жалуются, что сельские священники не довольно образованы: чья же в том вина? Правительство и Церковь ничего не щадят, чтоб доставить им ученое образование, чему доказательством служат столь многие глубокие богословы и красноречивые витии, которыми славится Церковь наша. Но что бывает обыкновенно с тем из них, которому достается смиренная доля сельского священника? Помещики вообще чуждаются его, они и не думают доставить ему способ приобрести в дружественных сношениях с ними навык к порядочному обществу, к полезной беседе и чтению, которые бы развили в нем то, что он приобрел в классах. Мудрено ли, что он скучает, забывает то, что выучил, и делается не тем, чем бы должен быть? Отчего же товарищи его и соученики, городские священники, совсем в другом виде? Не оттого ли, что они пользуются должным почетом, что их содержание более обеспечено, что они имеют более времени и способов развить свои дарования. Устыдимся же нашей несправедливости, нашей холодности к служителям Христовым! Они продолжают дело Апостолов, пекутся о душах наших; их время, их жизнь принадлежит всем, особенно страждущим; они поддерживают упование кающегося, утешают печального, научаются терпению изнемогающего под бременем жизни; они у смертного одра подают умирающему все утешения веры и провожают до последнего жилища истлевающее тело, часто оставленное и самыми близкими. Не крайняя ли неблагодарность оказывать неуважение к этим делателям винограда Христова? И не убоимся ли дать ответ праведному Судии?