Возражение – Не все ли равны вероисповедания христианские? Как узнать между ними истинную Церковь Христову?
Ответ – Как же могут быть равны все вероисповедания христианские, если они противоречат одно другому и в догматах, и в понимании Св.Писания, одним словом - в самых существенных вещах? Истина одна и непреложна, в ней не может быть двух сторон. Рассуди, может ли быть все равно: исповедать с Св. Соборною Апостольскою Церковью, что Христос есть Бог; или верить с арианами и единомысленными им, что Он только человек? Все ли равно, исповедать в Символе Веры Никейско-Константинопольском "Духа Святаго от Отца исходящего", как исповедали Апостолы и вся Вселенская Церковь в течение восьми веков; или прибавлять вопреки ясным словам Христовым (Ин.15,26), вместе с Западною Церковью "и от Сына", и другие еще символы веры, никогда не находившиеся в древнем Символе? Все ли равно, признавать со Вселенскою Церковью Семь Таинств, или только два с лютеранами, или вовсе отвергать их с реформаторами? Все ли равно, веровать в Святейшей Евхаристии истинному Телу и Крови Христовой, по слову Его Божественному (Мф.26; Мк.14; Лк.22; Ин.6), как веровала вся Вселенская Церковь, или видеть с реформаторами в ней только символ и воспоминание? Все ли равно приобщаться под обоими видами, как приобщалась восемь веков вся Вселенская Церковь, или вопреки утвердительных слов Христовых: "пиите от нея вси" (Мф.26,27; Ин.6). Приобщаться только под одним видом, как Римская Церковь осудила на то мирян? Все ли равно, иметь Иерархию в непрерывной последовательности продолжающуюся чрез рукоположение от апостолов, или не иметь ее? Иметь Литургию, утвержденную Вселенскими Соборами, или не иметь ее? Все ли равно, признавать единого Христа главою Церкви и основным камнем, на коем Он создал Церковь свою, как объясняли слова Христовы (Мф.16,18) все Отцы Вселенские, и между прочими западные учители, Амвросий Медиоланский и блаженный Августин, или говорить с римской церковью, что основной камень есть Петр, что папа глава церкви, что он выше Соборов Вселенских, может судить царей и раздавать им царства, и проч., и проч.? Скажи, может ли все это быть равно право, равно истинно? "Как же узнать, - спрашиваешь ты, - между всеми истинную Церковь Христову?" На это есть правило очень простое и ясное: Истинная Церковь Христова есть та, которая непрерывным преемством рукоположения происходя от Апостолов, содержит неизменно все, что предали Апостолы и что утвердили Семь Вселенских Соборов. Только таковая Церковь как "назданная на основании Апостол и Пророк, краеугольну (т.е. основному камню) сущу самому Христу" (Еф.11), есть "столп и утверждение истины" (1Тим.3), и имеет обетование Господне, что "врата ада не одолеют ей" (Мф.16). Такова была в течение восьми веков вся Церковь Вселенская, единомысленная, славная, живущая жизнью Христовой, одушевляемая Духом Его! И это Богоподобное единство расторглось властолюбием пап римских в IX веке, когда они, получив от непросвещенных варваров светскую власть ценою измены законным государям, захотели еще присвоить себе преобладание духовное над равными им Патриархами, над четырьмя великими Церквами, из коих одна - Иерусалимская - была основана самим Христом, две - Антиохийская и Александрийская - Апостолом Петром, и Византийская (Константинопольская) - Апостолом Андреем Первозванным, а все подведомственные им Церкви восточные основаны Павлом, Иоанном и другими Апостолами, принявшими равную власть от Господа и Учителя своего, как видим в Евангелии (Мф.18,18; Ин.20,23). - Тогда в отпавшей римской церкви начались изменения древних уставов Соборных, составление новых догматов, и явились те соблазны, которые были наконец причиною распадения западной церкви. Но оставим суждение о великой Церкви, которая "своему Господеви стоит или падает; станет же: силен бо есть Бог возставити ее" (Рим.14,5). - Займемся лучше и утешительным рассмотрением признаков, удостоверяющих несомненно, что Восточная Церковь, к коей принадлежит наша Российская Церковь, осталась верной Православному единству: 1. В Восточной Церкви сохранилось непрерывным преемством рукоположения ее происхождение от Христа и Апостолов. 2. Она содержит неизменно все, что предали Апостолы и утвердили Семь Вселенских Соборов; Она не позволила себе ни малейшего изменения или нововведения, не только в Догматах Веры, но ни в богослужении и порядке церковном; она исповедует Символ Веры Никейско-Константинопольский, без прибавлений или сокращений. 3. Она объясняет Св.Писание как объяснили его Отцы Вселенские, и хранит все священные предания и правила, утвержденные Вселенскими Соборами. 4. Она признает главою своею единого Господа Иисуса Христа. Ее пастыри, водимые Духом Христовым, не стремятся к преобладанию, пасут стадо свое в духе кротости; в гражданском отношении они покорны власти предержащей, как повелел Христос и Апостолы, но вместе с тем они бдительно стоят на страже Православия и никогда не изменяли ему. 5. Восточная Церковь приемлет и преподает Семь Таинств по Уставу Вселенскому. Она имеет Литургию, утвержденную Вселенскими Соборами; она в Святейшей Евхаристии верует истинному Телу и Крови Христовой, и преподает ее верным под обоими видами, как повелел Господь. 6. Она сохранила древний иерархический порядок: ее епископы избираются из монашествующих по правилам Соборным, а ее пресвиторы единобрачны по уставу Ап. Павла: 1Тим.3,2 и Тит.1,6 и по утверждению первого Вселенского Собора Никейского. Российская Церковь, имевшая некоторое время патриархов со изволения Святейших Вселенских Патриархов, по их же соизволению и благословению заменила власть Патриаршую Святейшим Синодом, который есть постоянный поместный Собор, по обычаю древней Церкви. 7. Восточная Церковь по уставу Вселенскому чествует и молит Пресвятую Деву Богородицу как Матерь Господа Своего и Заступницу рода христианского; она чтит и молит Св. Апостолов и всех Святых как ходатаев наших пред Господом; она почитает св. иконы и мощи святых угодников Божиих; она содержит все посты по учреждению Апостолов и Вселенских Соборов; она творит память об усопших при Бескровной Жертве, ведая, что тем приносит великую пользу душам их. Вот краткое изложение главных признаков, удостоверяющих, что Восточная Церковь есть Едина, Святая Соборная и Апостольская Церковь, потому что она "наздана на основании Апостол и Пророк, краеугольну сущу самому Христу" (Еф.11), и потому имеет обетование Господне, что "врата адова не одолеют" (Мф.16). И поистине, можешь сам видеть, что "врата адова не одолеют ей!" Посмотри, как стоит она, непреклонна, недвижима, среди развалин царств и под гнетом варваров, равно как в благоденствии и славе, не требуя для утверждения своего светской власти, ибо верить слову Господа своего и Учителя, изрекшего: "царство Мое несть от мира сего" (Ин.18,36). Посмотри, как она, там на Востоке, подобна древней Церкви во времена гонений, и как сила Божия укрепляет ее бесчисленных мучеников по днесь. Помысли, как ее, оскорбленную отпадением сестры ее римской церкви, утешил Господь в то же самое время, даровав ей новую дщерь, Церковь Российскую, распространившую истинную веру в отдаленнейших странах. Не подивишься ли дивным судьбам Божиим и премудрому Его промышлению о Церкви Своей истинной? Если пожелаем узнать более о православии Св. Церкви, к коей ты принадлежишь по неизреченной благости Божией, то в Догматическом Богословии Преосвященного Макария найдешь все, что может удовлетворить твой разум. Я же в добавок приведу тебе ученого англичанина, W.Allies, рентора в Лаутоне, писавшего в 1846 году следующее: "Нить апостольского преемства и чистота учения видимы для всех в недрах Восточных Церквей; они никогда не были подчинены Риму; священство, бескровная жертва и власть вязать и решить, пребывают в них от первых дней непрерывно и непреложно; они не испытали никакой реформации со стороны людей, коих жизнь была соблазном всему Христианскому миру. Восточная Церковь показала в себе лучший и вернейший признак кафоличества - жизнь. Ей, ей одной со времени отделения Рима, обязано своим обращением к христианской вере это великое государство - Россия. Да, Россия с ее епископами, духовенством, монастырями, скитами, с ее древним чиноположением, ее совершенно организованной церковной системой, с ее подвижниками, исповедниками, иноками и святителями, неопровержимо свидетельствует об истине Восточной Церкви!" - В заключение сочинитель говорит: "итак, спасение и безопасность наша единственно должны заключаться в приятии и сохранении ясно-несомненного учения сей Церкви". Если иноверец дошел до такого убеждения, то кольми паче мы должны чувствовать, что наше спасение и безопасность заключаются единственно в повиновении уставам нашей Св. Церкви. Но вместе с тем мы должны остерегаться, чтобы в неуместной ревности не произносить слова укоризненного на тех, которые в простоте сердца следуют другому вероисповеданию. Будем помнить, что мы ничем не заслужили счастья родиться в недрах православной Церкви, и что кому дано много, от того много и взыщется!