Истинная молитва есть голос истинного
покаяния. Святитель
Игнатий (Брянчанинов)
|
|
Пусть никто не
думает, братья мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи имеют
долг непрестанно и всегда молиться, а не миряне. Нет, нет, все мы, христиане,
имеем долг пребывать в молитве… И Григорий Богослов учит всех христиан и говорит
им, что чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух… К этому
же примите во внимание и способ молитвы, как можно непрестанно молиться, именно
молиться умом. А это всегда можем делать если захотим. Ибо когда и когда сидим
за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом
можем молиться и творить умную молитву, благоугодную Богу, молитву истинную.
Телом будем работать, а душою молиться. Внешний наш человек пусть исполняет свои
телесные дела, а внутренний весь пусть будет посвящен на служение Богу и никогда
не отстанет от этого духовного дела умной молитвы, как заповедует нам и
Богочеловек Иисус, говоря во Святом Евангелии: Ты же, когда молишься, войди в
комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф.
6, 6). Клеть души есть тело, двери наши суть пять чувств телесных. Душа входит в
клеть свою, когда ум не блуждает туда и сюда по делам и вещам мирским, но
находится внутри нашего сердца. Чувства наши затворяются и остаются такими,
когда мы не даем им прилепляться ко внешним чувственным вещам, и ум наш, таким
образом, остается свободным от всякого пристрастия мирского и сокровенной умной
молитвой соединяется с Богом, Отцом своим.
Святитель Григорий
Палама
Наставления в молитве
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись
Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Мф. 6, 6
Все люди имеют потребность в молитве не менее той, какую имеют древа в воде;
ибо как они не могут приносить плодов не принимая сока от корней; так и мы, не
будучи напоеваемы молитвами, не можем приносить в изобилии многоценных плодов
благочестия.
Святитель Иоанн
Златоуст
И молитвословие самое усердное не проходит без того, чтоб мысль не
отклонялась и нигде не блуждала. Что же придумано к уврачеванию ее? Придумано
молиться коротенькими молитвами, которые бы, держали мысль пред лицем Бога и не
давали ей повода уклоняться. Воззвание: «Господи помилуй!» и другие краткие
молитовки, коими перенаполнены все чины нашего Богослужения и наших
молитвословий, что другое значит, как не средство держать мысль пред лицем Бога?
Не набирай, однако ж, их слишком много, чтоб не обременить ими память и не
заставить внимание разбегаться под ними, что будет совсем противно цели, для
которой они назначаются – держать внимание собранным. Двадцать четыре молитовки
святого Иоанна Златоуста – достаточная мера. Из них избери, которые ближе
подходят к твоему состоянию и больше подходят тебе по душе; заучи и повторяй то
одну, то другую, то третью; и поменьше можно. Не одну, а несколько их иметь
хорошо для разнообразия и оживления духовного вкуса; в употреблении их, однако
ж, не следует скоро переходить от одной к другой, а взяв одну, которая ближе
подходит к твоей духовной потребе, взывай ею к Богу, пока не притупится вкус к
ней. Можешь и все молитвословие свое или часть его заменить сими молитовками,
положив повторять их по нескольку раз… Но всегда имей в виду – держи внимание к
Богу неотлучным.
Преподобный Никодим
Святогорец
Предстояние на молитве по-видимому одно, но в самом деле имеет в себе многое
различие и разные степени. Одни приступают к Богу, как к другу, а вместе и
Владыке своему, и приносят Ему песнь и молитву уже не за себя, а в заступление
ближних. Другие ищут духовного богатства, славы и большего дерзновения. Иные
умоляют Бога избавить их совершенно от их соперника. Другие испрашивают
некоторого достоинства. Иные умоляют о совершенном прощении долгов. Некоторые
просят освобождения из темницы, а другие наконец разрешения грехов.
Прежде всего изобразим на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу;
потом исповедание грехов и сокрушение души в чувстве; после сего да представляем
Царю всяческих наши прошения. Сей образ молитвы есть самый лучший, как одному из
братий от Ангела Господня было показано.
Если ты предстоял когда-нибудь перед земным судиею, как обвиненный, то не
нужно тебе искать другого образа для предстояния на молитве. Если же ты сам не
предстоял на суде, и не видал других истязаемых, то по крайней мере научайся
молиться из примера больных, как они умоляют врача о пощаде, когда он
приготовился резать или жечь их тело.
Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений; ибо часто простой и
неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их.
Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на
изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение,
исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает
ум, и наполняем его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его.
Преподобный Иоанн Лествичник
Как молиться
Все, что ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 21). Я, скажешь,
много раз просил и не получил. Несомненно это потому, что ты плохо просил – или
с неверием, или с гордостью, или же неполезного тебе; если же просил часто и
полезного, то не с настойчивостью… Если же просишь не с усилием и великой
настойчивостью, то не получаешь. Сначала нужно пожелать, а пожелав, просить
истинно с верой и терпением полезного каждому, причем чтобы тебя ни в чем не
осуждала совесть как просящего нерадиво или легкомысленно, – и тогда получишь,
если того хочет Бог. Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе, и может быть,
вследствие этого отлагает исполнение просьбы, премудро заставляя тебя быть
прилежным к Нему, чтобы ты знал, что значит дар Божий, и хранил данное со
страхом. Ведь все, что приобретается с великим усилием, стараются сохранить,
чтобы, потеряв полученное, не погубить и великих усилий и, отвергнув благодать
Господа, не оказаться недостойным Вечной жизни.
…Бог нас услышит, если, во-первых, мы достойны получить просимое; во-вторых,
если мы молимся согласно с заповедями Божиими; в-третьих, если молимся
непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если просим
полезного; в-шестых, если исполняем должное и со своей стороны и, по природе
своей будучи смертными, через общение с Богом восходящим к Бессмертной жизни.
Святитель Иоанн
Златоуст |