«По делам их узнаете их».
(От Матфея, 7:20)
Каждая фраза
Священного Писания имеет глубочайший духовный смысл и достоверность. Постижение
этих смыслов приносит душе думающего христианина истинную радость – каждое новое
недоумение, по молитве и вере, разрешается духовным открытием.
Есть у апостола Павла в его Послании к коринфянам парадоксальная для
внимательного читателя фраза: «Если имею дар пророчества, и знаю все
тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы
переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13, 2). Толкуя
эту фразу, многие богословы углубляются в сравнения духовных даров, рассуждают о
степенях веры, о превосходнейшем над верой даре любви… Однако, у любого
человека, хотя бы раз прочитавшего Евангелие, все же возникнет вопрос:
возможно ли иметь такую, «горыпереставляющую», веру без любви, без
любви к Богу? Ведь истинная вера даруется именно Им, не зря апостолы просили
Христа умножить в них веру. Истинные вера и любовь в понимании христианина
неразрывны… Что же имел в виду апостол?
Думается, смысловой парадокс этой фразы исчезает, если вспомнить, что «вера
без дел мертва»: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и
трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва»
(Иакова, 2 : 19, 20). Вероятно, надо в выражении апостола Павла под словом
«любовь» понимать именно действенную любовь – дела любви. То есть, если человек
имеет веру колоссальную, а не любит никого действенно, не умножает на
земле любовь своими трудами, то вера его тщетна. Душа христианина, отступающего
от Божьих заповедей, жизнь в реальности по которым и есть главное дело Любви,
постепенно уходит в сумрак, – Бог удаляется от его сердца, и вера иссякает.
Человек ступает на путь смерти духовной, становится «ничем».
В связи с таким прочтением высказывания апостола вспоминается фраза
митрополита Антония (Сурожского): «…на языке Писания и в опыте Церкви любовь –
не чувство, не эмоция – это степень жизни, полнота, которая способна отдаваться
бесстрашно». Непонимание высказывания апостола Павла связано еще и с тем, что
обыкновенно мы ассоциируем любовь именно с чувствами, подчас забывая, что
человеком «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают
его». (От Матфея, 11, 12), что любовь на земле – это тяжелый жертвенный труд,
которым человек доказывает свою верность Богу.
У фразы 1 Кор. 13, 2 есть и еще один смысл, которым может быть
охарактеризовано состояние демонов, которые тоже веруют, но верой, основанной не
на любви к Богу, а на знании. Поэтому по своему «духовному» состоянию они
ничтожны.
|