ПАСХА, ГОСПОДНЯ ПАСХА
Пришла
Пасха, и многое из Писаний облеклось в плоть и кровь.
Так бывает: ты слышишь слова, слова, слова, но не
понимаешь, о чем это. Или тебе кажется, что ты
понимаешь. Но потом приходит некий внутренний опыт, и
то, что зналось по слуху уха, превращается в знание
сердца. Затем требуется память сердца, иначе придет
«забвение», избавить от которого, вкупе с
малодушием и окамененным нечувствием, просит Бога в
своих молитвах Златоуст.
Итак, пришла Пасха, и что можно понять сердцем бьющимся, а
не умом холодным? Можно понять, почему Серафим Саровский
всем приходившим к нему с некоторого времени говорил:
«Христос воскресе, радость моя!» То есть он
вошел в некое состояние, в котором потребляются, сгорают
немощи и скорби человеческие, и мог это состояние
передавать от сердца своего к сердцу человека пришлого.
Пасха была для него (Серафима) длящейся и
«вечнующей», а не раз в год празднуемой.
Раз она, Пасха, имеет в себе нечто от вечности, то понятно
о какой радости говорит хозяин благоразумному рабу:
«Вниди в радость Господа твоего» (См. Мф.
25:23). Вечная жизнь ведь не есть лежание сонливое под
райскими кустами, но некая «радость и мир в Духе
Святом» (Рим. 14:17). И что же это за радость, если
не радость об Агнце, Который был мертв, но се жив во веки
веков? Радость Царства Божия есть подлинно радость
Пасхальная, разве что умноженная в сотни крат. И в эту
именно радость частично вступали мученики и преподобные, и
праведные люди, имевшие власть сказать во всякое время:
«Христос воскресе, радость моя!»
Если и псы едят крохи под столами господ своих, то мы, на
земле живущие и даже ползающие на брюхе, под столом
собираем крохи Пасхальной радости. Там, наверху
–подлинная трапеза. А у нас на земле – всего
лишь крохи под столом. Но по вкусу этих неподражаемых крох
можем и мы теперь себе составить представление о вкусе
вечных благ, поскольку радость и на небе, и на земле
– об одном и Том же Воскресшем Господе. Праздник
небесный и земной отличаются силой переживаний и
«баллом» волн благодати. Некто молился:
«Ослаби мне волны благодати Твоей!»
У небожителей там «штормит» радостью. А у нас
здесь «море волнуется» в несколько неопасных
баллов. Да и волнуется по-разному: по мере веры сердец, по
мере постных усилий и ограничений, по мере покаянных
трудов, поднятых добровольно и вовремя. Один на ночной
службе зевает, другой спит, точно в гробе, на привычном
ложе, а третий весь светится. Невозможно, чтобы для всех
трех радость была одинакова.
Да грешнику сильно радоваться и не пристало. Если много
нового вина налить в ветхие мехи, то и вино прольется, и
мехи пропадут. Поэтому Пасхальной радости сопутствует
чувство недостоинства. Пасха – не заработанный пир,
а незаслуженный дар, «да никто же похвалится».
И необходимо Богу уравновешивать подаваемую благодать
открытием немощей, сокрытых внутри человека. Иначе
пропадет человек. Если только немощи его тайные открывать
ему, то умрет он от тоски, или даже убьет себя. А если
только благодать подавать ему, то станет он еще одним
дьяволом. Поэтому изобильные в благодати дни изобильно
открывают также и внутри христианина многочисленные раны,
которые не запрещают праздновать Пасху, но запрещают
гордиться и величаться. И на повестке дня вопрос о
хранении благодати. Поскольку написано немало книг о том,
как готовиться, например, к Причастию, но не встречал я
книг, объясняющих, как вести себя после Причастия.
Получить можно много (Бог не жаден), но распорядиться с
полученным подарком удастся ли?
Итак, Пасха пришла и в свой черед уйдет, а жизнь
продолжится. Надолго ли Пасха уйдет? На неделю только.
Каждое воскресенье – Пасхальный день. Истинный
поклонник Воскресшего Господа не тот, кто раз в год
приходит на длинное и особое Богослужение, отягчая руки
корзинами со снедью, а тот, кто всякую неделю в воскресный
день чтит и славит Победителя смерти – Иисуса. В
этом понимании Пасхи Христовой – ближайший и
необходимейший плод всех Пасхальных торжеств. Состоится
это – вслед за сим многое другое из вопросов веры
облечется в осязаемую плоть и кровь, получит внутреннее
понимание и принесет необходимый плод: в тридцать, в
шестьдесят и в сто раз.