Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое
дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни
дерево худое приносить плоды добрые. Мф. 7, 17-18
Время Великого
Поста день ото дня сокращается для христиан. Дни идут своей очередью, приближая
нас к неделям праздников Воскресения Христова. Радость ожидания возбуждает наши
чувства, и, с другой стороны, грусть охватывает душу, когда совесть говорит
сердцу, что мы проводили время поста не так, как следовало бы истинным
христианам.
Однако время не все еще миновало в вечность. Евангелие и Церковь не умолкают
проповедовать покаяние и призывать к покаянию: покайтесь, ибо приблизилось
Царство Небесное (Мф. 4, 17). Это были первые слова, которыми началась проповедь
Иисуса Христа. Следовательно, спасение души и покаяние – две истины, одна от
другой немыслимые. Без покаяния нет спасения.
Первый приступ к покаянию со стороны человека состоит в том, чтобы он обратил
свои мысли и желания к возвещаемому Евангелием Царствию Божию. Нет особенного
затруднения человеку оглядеть свою душу. Во время этого осмотра совесть и память
покажут человеку его мысли, чувствования, желания и действия. Человеку остается
работа устроить свой душевный мир таким образом, чтобы на место злых мыслей и
грубых намерений поставить добрые; взамен порочных, мрачных желаний поставить
добрые; злую, жестокую, упорную свою деятельность изменить на путь добродетели,
святости и чистоты. В этом состоит начало и потребность покаяния. Следовательно,
весь труд человека заключается в одном – устроить себя согласно с требованиями
человеческого достоинства. Победим узкое себялюбие, любовью преодолеем эгоизм,
растлевающий душу, – вот условия истинного покаяния.
Протоиерей Валентин Амфитеатров, «Великий
Пост»
О добродетелях
На земле нет ничего, с чем бы можно было сравнить добродетель христианскую в
достоинстве. Что Спаситель назвал единым на потребу? – Ревность о спасении души.
Но это и есть добродетель христианская. Что важнее достижения последней цели? Но
она достигается единственно христианской добродетелью. Что блаженнее
Богообщения? Но оно нераздельно с христианской добродетелью.
Святитель Феофан
Затворник
Три начала побуждают нас к добру: семена добра в нас от природы, святые силы
и доброе произволение. Семена природы – когда, например, как желаем, чтобы с
нами поступали люди, так и мы поступаем с ними, или когда видим человека в
тесноте и нужде, и естественно милосердуем о нем. Святые силы – когда, чувствуя
побуждение к доброму делу, обретаем в себе благое содействие и успеваем. Доброе
произволение – когда, различая добро от зла, избираем доброе. Между
человеческими действиями многие добры сами по себе, но бывают недобрыми по
какой-либо причине. Например, пост, молитва, милостыня, странноприимство сами по
себе суть дела добрые, но когда делаются из тщеславия, тогда они уже не добры.
Из добродетелей иные телесные (пост, рукоделие), а иные душевные (любовь,
великодушие, кротость); итак, если случится по какой-либо нужде или состоянию
телесному, например, по болезни или по другой подобной причине, мы не сможем
исполнить вышепоказанных добродетелей телесных, то имеем снисходительное
прощение от Господа, ведующего и причины тому; не исполняя же добродетелей
душевных, никакого не будем иметь извинения, ибо они не подлежат таковым
препятствиям.
Преподобный Максим Исповедник
Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Мф. 25, 45
Ты принял Меня, говорит Господь, в жилище свое, – Я прииму тебя в Царство
Отца Моего. Ты избавил Меня от голода, – Я избавлю тебя от грехов. Ты воззрел на
Меня, связанного, – Я освобожу тебя от уз. Ты приютил Меня, странника, – Я
сделаю тебя гражданином Неба. Ты подал Мне хлеба, – Я дам тебе Царство в
наследие и обладание. Ты сделал для Меня тайно, – Я воздам явно. Сделанное тобою
Я считаю милостью, а Мое – долгом. Ты воззрел на Меня, связанного, – и сам не
увидишь огня геенского. Ты посетил Меня, больного, – и сам не испытаешь мытарств
и наказаний. О, поистине благословенны руки, совершающие благодеяния,
удостоившиеся послужить Христу. Легко пройдут через огонь ноги, ходившие к
больным и в темницы ради Христа, и не испытают они тяжести греховных уз. Ты был
с Ним в темнице и будешь с Ним царствовать.
Святитель Иоанн
Златоуст
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но
исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Мф. 7, 21
Добродетель озаряет всех
Совершающим добрые дела, когда они явны, это служит на пользу, и Спаситель
сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и
прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), однако, поскольку иные имеют в
виду при этом не слово Владыки, но свою славу, Спаситель дал такой совет:
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас:
иначе не будет вам награды» (Мф. 6, 1). Сначала речь идет о том, что благонравие
и любовь к добру не могут укрыться, если бы и хотели этого творящие добро, а
другие слова обуздывают славолюбие. В первых Господь воспрещает порок, в
последних желание делать добро напоказ. Последнее не противоречит первому, но
воспрещает пороки, как бы неразрывно следующие за добродетелями. Только
добродетель, совершаемая не напоказ, в собственном смысле и может быть названа
так и действительно есть добродетель. Если же она увлекается в славолюбие, то
перестает быть истинной добродетелью. Нечего говорить о том, что подающие
милостыню на показ, не по добротолюбию это делают… А слова «да просветится свет
ваш» сказаны не с тем, чтобы мы величались, но в том смысле, что доброму делу
невозможно не стать явным, даже если бы и скрывали его. Как светильник в
безлунную ночь обращает на себя взгляд, так и добродетель против воли обладающих
ею озаряет всех.
Преподобный Исидор Пелусиот |