РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Не напрасно бывают
приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: все это
установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через
друга. Святитель
Иоанн Златоуст
|
Панихида по почившему Патриарху Алексию II. Фото:
Патриархия.Ru |
Причина установления Родительских
суббот заключается в том подвиге, в котором тогда пребывают христиане. Ежели, по
учению святого апостола Павла, без любви ни что же есмь, то значит и самый
подвиг поста, ежели не будет сопровождаться истинною взаимной любовью, потеряет
свое значение, и постящиеся не достигнут цели, добродетель потеряет свою силу.
Потому церковь и заботится, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь. Пред
вступлением в подвиг поста, Церковь пригласила действительно всех своих членов,
пребывающих на земле, показать на самом деле, что они пребывают в неразрывном
союзе любви и в общении с членами ее, пребывающими в загробном мире – со Святыми
и с несовершенными усопшими. Так точно и теперь, при продолжении сего подвига
поста, и для показания, что мы не отступаем нисколько от заповеди основателя
нашей Церкви Иисуса Христа: «любить друг друга», Церковь приглашает своих членов
ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Итак,
основанием учреждения сих суббот – любовь. Другая причина их основания есть та,
что в сии дни поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы
лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в
замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й,
3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным
воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших
производится по обыкновенному порядку.
Монах Митрофан, «Как живут наши умершие и
как будем жить и мы после смерти»
Стихира при отпевании
Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен
буду по грехам моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный.
О поминании усопших
Ничего безрассудного, ничего бесполезного не передано от Христовых
проповедников и учеников и не принято преемственно Церковью Божией; совершать
поминовение усопших в правой вере при Божественном и преславном Таинстве – дело
весьма Богоугодное и полезное.
Святитель Григорий
Нисский
Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших,
не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно
надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от
берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех
душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и Последним Судом
Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то
возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь
Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде
земных помышлений…
Святитель Филарет,
митрополит Московский
Мы веруем, что души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не
отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не
успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы,
слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и
выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад
и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на
облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной Благости Божией через
молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою
Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого
христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и
Апостольская Церковь.
Послание Восточных Патриархов
Иерей смирено молит Благость Божию, чтобы Он отпустил умершему прегрешения,
случившиеся по немощи человеческой, принял лоно Авраама, Исаака и Иакова в место
«отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание», презирая своим человеколюбием
всякий грех, соделанный ушедшим от жизни. Ибо никто не чист от греха, как
говорят пророки.
Священномученик Дионисий Ареопагит
Не странно ли? Когда ты отдаешь дочь в замужество, не почитаешь несчастием,
если муж отходит с нею в дальнюю сторону и там живет счастливо; потому что
скорбь разлуки облегчается слухом о их благополучии; а здесь, когда не человек,
но Сам Господь берет к себе твоего родственника, ты печалишься и сетуешь!
Святитель Иоанн
Златоуст
Ты плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого он
нашел.
Святитель Филарет,
митрополит Московский
Живи в Боге
На могильных плитах, оставшихся в местах захоронений христиан в ранние
послеапостольские времена, встречаются надписи: «Живи в Духе!», «Живи в Боге!»
Сколько радости заключено в таком пожелании живых! Что может быть блаженнее
для них, чем жить в Боге?!
«Живи в Боге!» – в этом пожелании усопшим христиане выражали и свою веру в
светлое бессмертие христианской души, приобщившейся к вечно живому Богу, и
радость единения живых и мертвых в Боге, так как Бог «не есть Бог мертвых, но
живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38)
Единение верующего с Богом переживается блаженной радостию его души. Единение
с Богом есть в то же самое время и общение христианина со всеми другими
верующими. Пребывая во Христе, мы находимся в общении со всеми нашими умершими
сродниками, предками нашими и со всеми теми, чей прах рассеян по всей земле уже
сотни и тысячи лет. Нас всех – и мертвых и живых – объединяет Христос; и все мы
– мертвые и живые – живем во Христе. Какая радость жить во Христе!
Но живем ли мы во Христе? Увы, нет, не живем.
Что же нам нужно, чтобы жить во Христе и чтобы Христос жил в нас?
Ответ один: нам нужно не грешить. Всуе, что противно Господу, «что Он
ненавидит, того ты не должен делать» (Сир. 15, 11), а должен поступать в жизни
«так, как Он поступал». Чтобы Христос пребывал с нами, в нас, «должны быть те же
чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). А это так трудно!
Подвижники благочестия предпринимали великие усилия, чтобы воспламенить в себе
любовь к Богу и приблизиться к Нему. Непрестанная молитва в сочетании с
тщательным соблюдением заповедей Божиих способствует нашему приближению к Богу.
И чем больше в нас любви, тем ближе мы к Богу, и тем полнее будет наше
пребывание с Богом и в Боге. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в
Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).
Вот тогда-то (не раньше!) мы, живые, получим действительную возможность
находиться в общении с нашими усопшими.
Вот тогда-то мы, живые, сами освящаемые пребывающим в нас Христом Богом,
можем и о других просить в молитве помилования, освящения и спасения. И эта
молитва наша не будет тщетна, потому что Сам Христос внимает ей, и исполняет ее,
видя с каким усердием, какой любовью мы домогаемся прощения грехов усопшим и
упокоения их вместе со святыми.
«Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7).
Хотите сами обрести по смерти упокоение со Святыми? Стремитесь уже теперь,
живя на земле, препровождать праведную жизнь: исполнять заповеди Божии, творить
милостыни, окормлять Святыми Таинствами в Церкви Христовой и, молясь о прощении
своих прежних грехов, просить у Господа благодатной помощи, чтобы впредь не
грешить.
Хотите, чтобы за вас молились другие тогда, когда вы будете умершими?
Молитесь ныне сами за прежде усопших рабов Божиих
Наша молитва о помиловании других бывает дерзновенна и действенна пред Богом,
когда мы сами удостоимся помилования от Бога.
Господи, помилуй нас Грешных! Сподоби Господи впредь без греха сохранятися
нам! Сподоби жить по заповедям Твоим, по воле Твоей и услышь нашу молитву об
усопших: прости их грехи и со святыми души их упокой! Аминь.
Священник Михаил, «О упокоении усопших» |