|
http://fotki.yandex.ru | Многие всерьез
полагают, будто «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя и последующие
споры вокруг него – это проблема одних только христиан. Мало кто знает о том,
что кощунство, помимо прочего, является термином художественной критики и как
явление не только оскорбляет чувства верующих, но и представляет собой реальную
угрозу любой, в том числе и светской, культуре.
Среди поклонников и исследователей творчества А.С. Пушкина до сих пор не
утихают споры о том, кто же в действительности является автором скандальной
«Гавриилиады», читать которую, не испытывая серьезного смущения, не способен,
пожалуй, ни один христианин. Однако достоверное знание о том, писал или нет
Пушкин кощунственную поэму, не столь важно, как отчетливое понимание того,
почему сам поэт неоднократно отказывался от ее авторства. Не хотел портить
отношения с Церковью, что по тем временам означало стать государственным
преступником? Это вполне естественное предположение, но, думается, в данном
случае дело обстоит значительно сложнее. Возможно, Пушкин считал, что названная
поэма компрометирует его именно как поэта, ведь, согласно его собственному
убеждению, «гений и злодейство – две вещи несовместные». А значит, грех
кощунства, совершенный автором «Гавриилиады», превращается в серьезный
художественный изъян самого произведения. И действительно, всякий, кто
поймет, что такое кощунство с точки зрения культуры, без труда заметит, что,
если в первую очередь это грех против Бога, то во вторую – несомненно, грех
против вкуса.
Как известно, лейтмотивом всякой культуры является размежевание
сакрального и профанного («священного и мирского»). Для того чтобы
прочувствовать, что культура – это не просто книги и собрание произведений
искусства, но живые токи общины, пронизывающие всех нас, принадлежащих к ней,
можно провести маленький эксперимент: например, позавтракать в туалете. Кто-то
сказал: «Отвратительно»? Но почему? Если ни до чего не дотрагиваться, то, с
медицинской точки зрения, это неопасно. Кроме того, туалет может быть новым,
недавно отстроенным, еще не использовавшимся. И все-таки даже в этом случае
трудно не заметить в себе отчетливую нотку брезгливости.
Это и есть голос культуры, различаемый ее носителем. Впрочем, точнее было бы
сказать не голос, а болезненный вскрик, ведь если размежевание священного и
мирского являются жизнью культуры, то обратный процесс – стирание этой
полярности – есть ничто иное, как болезнь, угрожающая гибелью.
«Профанное» или «мирское» не обязательно означает что-то грешное или
беззаконное. Нужда, приводящая человека в туалет, представляет собой вполне
естественную потребность тела. Однако, как показывает мысленный эксперимент,
трапеза тяготеет к иному культурному полюсу, несмотря на то, что тоже связана с
вполне естественными процессами.
Широко обсуждаемый сегодня образ «священника на мерседесе» вызывает в первую
очередь культурное смущение. Не осуждение и не зависть лежат здесь в основе
протеста. Пусть батюшка будет вознагражден по достоинству за свое служение.
Пусть у него будет хороший, надежный, но не роскошный автомобиль, ибо роскошь не
подобает, или «не идет», священнику – так же, как не пошел бы ему костюм клоуна.
Хотя в клоунском костюме, а равно и в роскоши, нет никакого зла. «Священник на
мерседесе» – это, конечно, не кощунство. Но это противное развитию культуры
смешение священного и мирского, абсолютным выражением которого в конечном итоге
становятся все более многочисленные кощунственные выходки разнообразных
арт-групп.
О чем-то подобном говорит эпизод из европейской истории. Невесту Филиппа IV,
Марию Анну Австрийскую, по пути торжественно встречали все города. В одном из
них мэр города преподнес ей дюжину шелковых чулок как образец продукции местной
фабрики. Мажордом тут же выкинул подарок, отрезав: «У королевы Испании нет
ног». Сегодня эту историю вспоминают как анекдот, иллюстрирующий жесткость
дворцового этикета. Но нельзя не согласиться с тем, что мажордом в этой ситуации
был абсолютно прав: чулки – полезная вещь, но их нельзя дарить королеве. Те, кто
когда-то дарили королевам чулки, позже отрубали им головы.
Уничтожение культуры, болезненное для ее носителя, подобно короткому
замыканию электропроводки и происходит посредством нарочитого уничтожения
полярности священного и мирского. Варвар, желая вызвать у окружающих культурный
шок, делает это сознательно, придумывая мат. Нецензурные выражения, что
называется, «режут ухо» потому, что фигуры области сакрального (мать, отец, Бог)
грубо смешивается с профанными явлениями и практиками.
Нетрудно заметить, что выходки так называемых арт-групп, выставки «актуальных
художников», фантазия Дэна Брауна о женатом Христе, а также приписываемая
Пушкину «Гавриилиада» построены по тому же самому принципу намеренной культурной
диверсии и потому представляют собой резко «матерный» образ. Для варвара,
привыкшего к жизни на свалке, то есть среди тотального равенства вещей, в этом
нет ничего страшного: он перебирает кучи мусора, не замечая того, что положил
бутерброд на молитвослов, повенчал отца с дочерью и «соединил идеал Мадонны с
идеалом содомским».
Перефразируя известную римскую поговорку, можно сказать: позволенное быку, не
дозволено Юпитеру. Если в придорожной грязи лежит пьяница – мирское смешивается
с мирским – культурной катастрофы не происходит. Но когда под забор валится
пьяный офицер в парадной форме или когда художник начинает кощунствовать – это
вызывает «эффект бутерброда в туалете». Творец культуры не может делать то же
самое, что и ее утилизатор. Возможно, в какой-то момент времени Пушкин осознал,
что он должен отречься либо от «Гавриилиады», либо от «Руслана и Людмилы».
В творческой биографии другого великого русского поэта – Сергея Есенина –
тоже можно найти подобные эпизоды отрезвления:
Дар поэта – ласкать и карябать.
Роковая на нем печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.
Поэт сознает, что совершил грех против вкуса, а потому в заключение просит:
Чтоб за все, за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Если это можно и счесть завещанием, то, конечно, не в юридическом смысле.
Поэт просит не за себя. Скорее, речь идет о том, какой именно образ Сергея
Есенина он хотел бы оставить своим поклонникам. Это не хмельной «московский
озорной гуляка» и не декадентский «черный человек». Это «тот самый мальчишка»,
«гибкий, буйный, как ветер», «озорной, непокорной стихией» ворвавшийся когда-то
в душную столичную жизнь Галины Бениславской.
О том, что кощунство, по сути, является не только оскорблением
религиозного чувства, но и грехом против вкуса, в частности, свидетельствует
пример профессора Павлова. Он же указывает на мирный способ противодействия
кощунству. Всемирно известный физиолог относил себя, скорее, к материалистам, но
пошлость развернувшейся в стране антирелигиозной кампании с ее карикатурами на
Христа и Церковь, вызывали у него отвращение и протест. Будучи неверующим
человеком, он взял за правило, проходя мимо собора или церкви, снимать шапку и
осенять себя крестным знамением.
Существует анекдот о том, как группа революционных матросов,
патрулировавших улицы города, однажды застала седого ученого за этим занятием.
Подойдя к Павлову, человек в бескозырке, получивший образование в ходе
двухнедельных курсов по основам атеизма, снисходительно усмехнулся и потрепал
профессора по плечу со словами: «Эх, ты, темнота!»
|